Перейти к основному содержанию

Статья 407 ГПК РФ. Судебные поручения

Новая редакция Ст. 407 ГПК РФ

1. Суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие).

2. Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:

1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;

2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

3. Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Комментарий к Статье 407 ГПК РФ

1 - 2. ГПК РФ не связывает исполнение таких поручений по гражданским делам только с наличием у России международного договора на этот счет с соответствующим государством, так как поручения в России могут быть исполнены и при отсутствии договора. В Российской Федерации действует Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 N 9132-XI "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам", согласно которому при поступлении в суд иностранного судебного поручения от государства, не связанного с Российской Федерацией соответствующими обязательствами по международному договору, поручение следует исполнить, кроме случаев, указанных в п. 2 ст. 407 ГПК РФ, где к исключениям относится отказ суда в исполнении, если исполнение поручений может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает ее безопасности, а также в случае, если исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

В соответствии со ст. 11 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения.

В связи с тем что дипломатический порядок по своей процедуре зарекомендовал себя как более сложный и занимающий больше времени, а порядок передачи через центральные органы юстиции как более упрощенный, Россия некоторое время обдумывала реальные возможности и перспективы присоединения к Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных доказательств по гражданским и торговым делам 1965 г., а 12 февраля 2001 г. присоединилась к указанной Конвенции.

В связи с присоединением России к данной Конвенции правила сношения по вопросам оказания правовой помощи с государствами-участниками установлены через определение того центрального органа, в который должны направляться судебные поручения. В России таким органом является Минюст России.

3. Помимо многосторонних конвенций, у Российской Федерации, как уже было отмечено выше, имеется целый ряд двусторонних договоров о правовой помощи, в которых также регулируется порядок направления судебных поручений. Так, в соответствии со ст. 9 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1958 г. подтверждение о вручении документов оформляется в соответствии с правилами о вручении документов, действующими в государстве, к которому обращено поручение. В подтверждении о вручении должны быть указаны дата и место вручения.

4. Суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (допросе свидетелей, вручении судебных повесток и т.д.).

В Российской Федерации передача судебных поручений осуществлялась долгое время, как правило, дипломатическим путем. Такой порядок установился в 1966 г., когда СССР присоединился к Гаагской конвенции по вопросам международного гражданского процесса 1954 г. и сделал заявление о том, что документы и поручения должны направляться в нашу страну дипломатическим порядком через МИД СССР.

Дипломатический порядок является громоздким и сложным механизмом по следующим причинам. Кроме того, что поручение суда одного государства через министерство иностранных дел и соответствующее посольство этого государства направляется в министерство иностранных дел государства, на территории которого предполагалось совершение процессуального действия, необходимо соблюдение другого порядка, согласно которому между запрашивающим судебным органом или непосредственными исполнителями судебных поручений и министерством иностранных дел в соответствии с требованиями внутреннего права должны действовать промежуточные контрольные инстанции, например в лице судебных или правительственных учреждений, для обеспечения надзора за тем, чтобы направляемое за границу поручение или исполнение поручения иностранного суда не наносило ущерб безопасности государства, не вступало в противоречие с его публичным порядком и соответствовало нормам международных соглашений.

Изъятие из этого порядка поручения составляет процесс пересылки непосредственно через центральные учреждения юстиции. Такой порядок установлен Конвенцией стран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам 1993 г., двусторонними договорами о правовой помощи.

Другой комментарий к Ст. 407 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья устанавливает правила исполнения судебных поручений, которые поступают в суды России из-за рубежа, и закрепляет возможность обращения российских судов с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий в иностранные суды.

Гражданский процессуальный кодекс РФ связывает исполнение поручения иностранного суда с наличием соответствующих норм в федеральном законе или международном договоре РФ.

Основными международными договорами в этой сфере являются:

- Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. (Гаагская конвенция 1965 г. <1>);
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 4951.

- Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г. (Гаагская конвенция 1970 г. <1>);
--------------------------------
<1> Международное частное право: Сб. документов. М., 1997. С. 737 - 744.

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская конвенция).

Кроме того, в этой сфере могут действовать двусторонние договоры и соглашения.

К числу судебных поручений относятся перечисленные в части первой комментируемой статьи вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др., поскольку их перечень не является закрытым.

2. Основания для отказа в исполнении судебного поручения установлены в ч. 2 комментируемой статьи. Они имеют оценочный характер и устанавливаются судом, в который поступило для исполнения судебное поручение. Ущерб суверенитету и безопасности может быть связан с раскрытием информации, относящейся к государственной тайне, а некомпетентность суда может быть связана с неподведомственностью ему соответствующего дела.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Следует руководствоваться Гаагской конвенцией 1965 г., а также Указом Президента РФ от 24 августа 2004 г. N 1101 "О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам" <1>. В России Министерство юстиции РФ является центральным органом для целей получения и организации исполнения запросов компетентных органов иностранных государств о вручении документов на территории РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3608.

Министерство юстиции РФ направляет российскому суду по месту жительства адресата поручение для вручения ему документов иностранного суда. Оформление поручения производится судьей. Для вручения документов судья вызывает гражданина в суд путем направления извещения в соответствии с порядком, установленным ст. ст. 113 - 117 ГПК.

В условиях отсутствия международного договора между Россией и соответствующим иностранным государством судебные поручения российских судов о вручении документов должны направляться для исполнения в данное государство в дипломатическом порядке (т.е. через Министерство иностранных дел РФ).